В Госдуме состоялось заседание профильного комитета, на котором обсуждался законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Категория: Новости
Опубликовано 28 Январь 2016 Просмотров: 1202
Печать

В Госдуме состоялось заседание профильного комитета, на котором обсуждался законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ   Рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - законопроект), который был разработан с целью урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и предусматривает внесение следующих изменений:

1. Статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон) установлены 4 категории очередности предоставления жилищных субсидий. При этом определено, что в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную этой статьей категорию граждан).

На практике возникают ситуации, когда гражданин переходит в другую категорию очередности, а через некоторое время в связи с изменением условий возвращается обратно в первоначальную категорию очередности (например, ситуация, когда пенсионеру сначала установили инвалидность II группы, а при следующем ежегодном обследовании сняли её). Исходя из действующей редакции Федерального закона его должны вернуть в первоначальную категорию очередности уже с датой возникновения оснований на переход в нее. Т.е. то, основание, что он ранее уже состоял на учете нуждающихся в получении жилищной субсидии в данной категории очередности не учитывается. Данная правоприменительная практика приводит к многочисленным жалобам граждан и способствует росту социальной напряженности среди ветеранов Отечественного Севера.

Предлагаемыми изменениями устанавливается, что при повторном возникновении права гражданина на переход в категорию очередности, в которой он уже состоял ранее, постановка на учет будет осуществляться исходя из первоначальной очередности в данной категории. Таким образом, повышается уровень социальной защищенности граждан, претендующих на получение жилищной субсидии.

2. Действующей редакцией статьи 6 Федерального закона не установлен срок, в течение которого гражданином и (или) членами было произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, учитываемое при расчете размера жилищной субсидии, что порождает неоднозначное толкование в правоприменительной практике положений части четвертой статьи 6 Федерального закона, в том числе и при рассмотрении указанного вопроса в судебных инстанциях.

Законопроектом предлагается установить, что при расчете размера жилищной субсидии учитываются факты отчуждения жилых помещений, совершенные гражданином и членами его семьи в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, но не ранее даты постановки гражданина на учетв качестве имеющего права на получение жилищной субсидии.

Аналогичная практика реализовывается в отношении других категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства: «чернобыльцы», вынужденные переселенцы, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.

3. В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) с 1 января 2013 г. завершен переходный период и функции по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации переданы от организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, органам кадастрового учета. С учетом этого законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 6 Федерального закона, согласно которым в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи принадлежащих им на праве собственности жилых помещений после 1 января 2013 г. уменьшение размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии осуществляется с учетом суммы, указанной в справке, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости.

4. Согласно действующей редакции статьи 8 Федерального закона распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Данная норма не позволяет при необходимости оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, не достаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете.

Как результат, ежегодно в бюджет безвозвратно возвращается не менее 35-40 млн. рублей, которые позволили бы предоставить жилищную субсидию еще примерно 20 семьям очередников, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В тоже время, по другим категориям граждан, бюджетные средства на предоставление которым сертификатов распределяются Правительством Российской Федерации, благодаря возможности оперативно осуществить в IV квартале финансового года перераспределение неиспользованных бюджетных средств, возврат в федеральный бюджет составляет не более 2-3 млн. рублей.

В целях более эффективного и полного использования средств федерального бюджета, предусматриваемого на предоставление жилищных субсидий, законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению распределения жилищных субсидий между субъектами Российской Федерации (как это уже реализуется в отношении «чернобыльцев» и вынужденных переселенцев).

Законопроект направлен на повышение социальной защищенности граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение их жильем.

В заседании Комитета приняла участие Статс-секретарь – заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Антипина Н.Н.

По результатам проведенных слушаний рекомендовано принять законопроект в первом чтении.